«Учитель новой формации — духовно развитая, социально зрелая, творческая личность, компетентный специалист, профессионально владеющий всем арсеналом педагогических средств, стремящийся к постоянному самосовершенствованию. Он несет ответственность в формировании и развитии высокообразованной творческой личности и максимальной самореализации» (Н. А. Назарбаев). Проработав более 10 лет в школе, я не подозревал, что настанет тот момент, когда мне придется изменяться. Я считал себя уверенным в правильности преподавания английского языка. Двух летняя практика с волонтерами Корпуса Мира, знание компьютерных технологии придавало мне уверенности и четкого продвижения в сфере образования. Я и не задумывался проходить курсы, придерживаясь мнения, что я и так все знаю. В тот день я и не мог представить, что будет со мной. Первое, что было это шок. Я не мог полностью понять: что от меня требуют, что мы делаем, зачем все это нам? Ведь меня просто направили на курсы повышения, а это оказалось переподготовкой учителей. Не скрывая правды, скажу, чувствовал я себя отвратительно, все мои представления о моей уверенности пропали. Мне казалось, что я ничего не знаю. Слово семь модулей, словно страшилка для маленьких детей, которую не хотелось слышать. Но преодолевая свои барьеры, я приступил к восхождению на самую высокую гору знаний в моей педагогической практике. В процессе обучения я пришел к выводам, что от нас требуется новый подход к своей работе. Мы должны измениться и изменить своих учеников. Научить их высказыванию и отстаиванию своего мнения, самостоятельности, объективно оценивать не только свою, но и работу других учащихся, быть ответственным за свое обучение. Наступил тот момент метапознания, который привел меня к самостоятельному обучению. Что преподавать? Как правильно построить последовательность обучения? Какие стратегии применить? Как оценить обучающихся? На практики анализируя и оценивая свою деятельность, уже после второго урока я услышал внутри себя «а это здорово», что надо в первую очередь научить учащихся, как обучаться, самостоятельно без помощи учителя понимать, применять и уже анализируя оценивать себя. А самое главное ставить для себя цели и задачи для дальнейшего обучения. 7 модулей заинтриговывали и заставляли меня смотреть вперед, что я буду делать дальше. Новые подходы в преподавании: «обучение через диалог», «обучение тому, как учиться», как учителю английского языка были более близки.
Вся моя деятельность строилась на развитие говорения у учащихся. Ведь «Ожидаемые результаты Программы заключаются в том, чтобы ученики научились тому, как учиться, и в результате могли стать независимыми, самомотивированными, увлечёнными, уверенными, ответственными учениками с развитым критическим мышлением, умеющими свободно общаться на русском, казахском и английском языках и проявлять компетентность в цифровых технологиях» (Руководство для учителя стр. 119). Я понял, надо направлять все свои возможности на учеников. Прежние подходы советского режима не актуальны в наше время: все решалось за учащихся. Никому не было до того, что нужно для развития детей и каковы на самом деле их потребности. В традиционном обучении мы сами ставили цели и задачи: ученики должны знать то, что в книге; учитель является доминирующей фигурой; только индивидуальная работа. Я осмысливал новые подходы в обучении, где ученики решают, то что нужно знать. Учитель является организатором и помощником. Ученики выбирают сами для себя, какими источниками пользоваться, обмениваются своими идеями. Видя на практики эффективность обучения через диалог (парная, групповая работа). Вижу, какая культура у каждого ученика. И то, что слабые ученики учатся у более сильных, и тот же сильный начинает прислушиваться к мнению слабого. И эта взаимосвязь приводит к колоссальным результатам изучение иностранного языка всей группы. Анализируя свои уроки, я прихожу к мнению, что до сегодняшнего момента моя практическая деятельность включала диалоговое обучение, но не в полной мере. Используя «исследование в действии» я могу понять: на какой стадии находятся мои ученики в процессе своего обучения. И как правильно скорректировать их работу, используя факторы: понимание детьми процесса обучения; понимание того, чему учить; структурировать учебный процесс; как оценивать. Основная цель обучения иностранному языку в настоящее время - развитие личности ребенка, его мышления, воображения, слуха (интонация, различие звуков), создание условий для адаптации учащихся к употреблению иностранной лексики в речи. Проанализировав руководство, для себя я уяснил, что «конструктивистская теория» направлена на развитие мышления ученика, а не на результаты тестирований, пройдя которое ученики толком не умеют применять багаж своих знаний в действии. Я приветствую конструктивистскую теорию – «что подходы к преподаванию, основанные на передаче готовых знаний, не способствуют ни успешному их усвоению, ни развитию глубокого их понимания, ни взаимодействию с уже имеющимися» (Руководство для учителя стр. 119). Доказательство этой теории стала моя практика в школе. Во входящем интервью учащихся я узнал реальную картину событий: в вопросе (всегда ли твой учитель всё понятно объясняет?) мои ученики ответили не сразу, долго обдумывали, возможно, боялись написать правду. Я был уверен, что я доступно и понятно объясняю. «Разжевывал» материал за них. Я осознал мысль, что «готовые знания» не так воспринимаются, как самостоятельная работа. В самостоятельности они затрачивают свое свободное время, начинают ценить и отстаивать свои мнения. Вывод напрашивается сам за себя – стать наставником и помощником. Содействовать творчеству в процессе приобретения новых знаний. Работать по таксономии Блума, натолкнуть на саморегуляцию. Тогда пойдут побеги понимания, применения, а самое главное плоды синтезы и оценивания. Групповая работа и работа в паре научит исследовать, критически мыслить, оценивать. Моя установка – раскрыть ребенка в полной мере его возможностей. Вывести его на собственное понимание внутри социума и личных исследований. Я должен сосредоточиться на учащихся, разработать планирование так, «чтобы ученикам была предоставлена возможность продемонстрировать свои знания по изучаемой теме, подвергнуть сомнению определённые предположения, скорректировать убеждения и сформировать новое понимание» (Руководство для учителя стр.120). Понимание может происходить уникальным способом. Опираясь на модуль преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников, я определил, что решающую роль может играть не только возраст, но и когнитивные особенности ребёнка. Новые подходы в преподавании были открытием, переосмыслением и согласием с авторами программы. Диалог, а не монолог будет эффективнее намного. Где раскроются потенциалы к действию и обучению у других детей. И их результат будет признанием моей успешности. В моих размышлениях я представлялся процесс обучения, где ученики должны понимать, то, чему они учатся. Применять и оценивать свои знания. Критически мыслить. Ведь «Критическое мышление – ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. Данный модуль предполагает адаптацию сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления, как учеников, так и учителей» (Руководство для учителя стр. 165). Раскрывает личность в мыслительной деятельности, развивает навыки: приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания. Он связывает качества и умения, предполагая высокий уровень исследовательской деятельности ученика и учителя, а также мыслить, оценивать, рефлектировать. А я не в полной мере использовал такой подход. Возможно, было недопонимание в использовании такой деятельности на уроке. Только на курсах сам в полной мере окунулся в его смысл. Благодаря тренерам начал правильно применять критическое мышление. Но в практических заданиях на критическое мышление мои ученики с трудом при помощи учителей консультантов включились в работу. Первые поняли сильные ученики, подтолкнув остальных. Вот оно преимущество групповой работы. По рефлексии детей я видел заинтересованность и стремление быть в работе. На уроке обзора грамматики, на уроке обращались к различным источникам: интернет, совет у учителей консультантов, находили старые записи, взаимообменивались информацией. В течение серии уроков для развития критического мышления у талантливых и одаренных детей разрабатывал усложненные задания на подготовку презентаций, мини проектов. В исследовании применения программы, новых подходов я вел наблюдение за отдельными учениками: Лысенко Елена, Байдалиева Алида. Из урока в урок они проявляли себя как творчески работающие учащиеся, имеющие свою устоявшуюся точку зрения, проявили лидерские и ораторские способности, умение работать в коллективе. Ответственно относились к заданиям, прибегали к использованию компьютера. Показывали умение использовать интерактивную доску, использовать различное программное обеспечение. В наши дни без современных технологий никак нельзя не обойтись. Важность их велика, используя на уроке аудирование, электронные учебники приводит к пониманию лексического и грамматического материала. Участвовать в онлайн уроках (www.sabak.kz), учиться у других детей Казахстана. Работая по программе 7 модулей, я увидел, что применение ИКТ стало намного эффективней: не я, а уже ученики разрабатывали презентации, находили аудио видео материал, сами для себя определяли полезное программное обеспечение. Взаимообучение происходило внеурочное время, шестые и седьмые уроки проходили на одном дыхании. Сами того не ведая давали оценку владения компьютерными программами своим одноклассникам по установленным критериям. Самостоятельно, не прибегая к моей помощи, определяли, что нужно в создании презентаций про Англию и США. Программа трех месячных курсов была в действии, «Зона ближайшего развития» Выготского определила навыки и способности моих учащихся к заданиям, которые они раньше не могли выполнить. Во «входящем интервью» дети говорили о проблеме доступа в кабинет информатики. Вед не каждый ученик имеет свой собственный компьютер дома. Рпять же методом убеждений я добился внимание учителей информатики и лаборантов к нашей проблеме, договорились о времени. Учащиеся благодарили меня, говорили, что я самый лучший учитель. Стали больше использовать интерактивную доску в выполнение заданий: представляли свои презентации, рисовали фон для представления драмы, писали свои предложения на английском языке. Также я представлял презентации по грамматике, проводил аудирование для развития понимания английской речи: аудирование (отвечали на вопросы; пересказывали текст; слушали песню и заполняли пробелы в раздаточном материале по прослушанному, пели, делали разминки). В эксперименте участвовали дети 8 класса, где каждый требовал отдельного подхода. Соответственно были дети разного возраста и разных способностей. Разница в возрасте была на год и полгода. Я раньше даже не задумывался над этим так сильно. Ученые Джин Пиагет, Мария Монтессори и Выготский утверждали, что обучение и развитие происходит в тот момент, когда дети младшего возраста взаимодействуют со средой и окружающими их детьми (Руководство учителя стр. 195). Принимая во внимание выше сказанное, я подошел к опросу таких учащихся дифференцированно. Ведь каждый ребенок реагирует по-разному, опираясь на свой внутренний мир. Я чувствовал большую ответственность за каждого ребенка. Нужно к каждому относиться, учитывая его возрастные и психологически характеристики. Мотивировать, не упускать из общего течения учебного процесса. Выготский считает, что речь является главным инструментом обучения. И я полностью придерживаюсь этой идеи. Так как изучение предмета основывается диалоге. Практического применения лексики и грамматики. Новые подходы в преподавании открыли мне второе дыхание, которого так не хватало последнее время. Традиционное преподавание не актуально в наше время, для продвинутой молодежи. Я чувствовал состояние каждого подопечного. Давал возможность раскрыться в индивидуальной презентации «О себе». Учащиеся представили свою работу в программе Power Point на интерактивной доске. Но были и презентации в виде фильма из фотографий и комментариев. Опираясь на понимание и применение учащимися задания, понимал важность программы. Я смотрел на детей другими глазами, они такие разные, и приравнивать к одному стандарту ученика это ошибка каждого учителя, при работе опирающегося на устаревшую методику преподавания - «вопрос - ответ». Просто найти подход к каждому, понять его культуру, развить саморегуляцию на должном уровне. Подводить к мотивационному и когнитивному аспектам, чтобы они смогли оценивать окружающих и себя по четко установленным критериям. Я проводил оценивание различных видов деятельности учащихся во время урока, где уже учащиеся сами оценивали себя, а так же своих одноклассников. Такой вид оценивания нужен постоянно и систематически, отражающий настоящий и значимый опыт обучения, который фиксируется наблюдением, описания конкретных ситуаций, рефлексии, образцов реальной работы ученика, бесед, заданий и другими способами. Формативное оценивание стало значимо и для учеников, так как у них была проблема, как научиться ставить перед собой задачу, найти способы решения и оценить собственные действия и достижения. Теперь они разрабатывали четко установленные критерии. Не спорили с учителем, считая что они правы не имея навыков анализа и синтеза. Сейчас я вижу свое изменение в лучшую сторону, усвоив идеи 7семи модулей программы, отказавшись от «традиционного преподавания». Приводившее учащихся отвлечения от предмета, не желания учить английский язык. Использование готовых заданий уже не актуально. Надо разрабатывать и применять стратегии по развитию и обучению себя, как учителя новой формации. Я должен быть не просто высокопрофессиональным педагогом, не тем учителем, который хорошо знает свой предмет. А быть рядом с учениками, видеть в них сотрудников, не доминируя над ними, воспитывать лидерские качества в учениках, используя их в целях достижения результатов в обучении. Пройдя все три этапа программы я испытал много переживаний, кучу интересных моментов, познакомиллся с удивительными людьми, и уже вместе с ними, помогая друг другу добрым словом и хорошими идеями изменились в лучшую сторону. И почему то на пороге выхода мне вспомнилась строчка из культовой песни английской группы Depeche mode «try walking in my shoes», что означает «побудь в моей шкуре» «попробуй прогуляться в моих ботинках». Скоро и я буду в ботинках нашего тренера! Для меня это первые курсы, которые перевернули меня вверх ногами и поставили на место уже другим человеком. И общее состояние на курсах - идущая машина по бездорожью, чихая, пыхтя, но уверенно поднимаясь вверх. (учитель английского языка СШ№12, п. Осакаровка, Карагандинская область)