Независимая Ассоциация Учителей
Воскресенье, 29.09.2024, 04:30
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [5]

Поиск

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 31

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Центр Педагогического Мастерства

  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Диалогическое обучение
     выложить фото Диалог – это особая форма общения с учениками, потому что в процессе беседы мы можем установить контакт с классом, выявить проблемы класса, определить пробелы в знаниях. Бразильский педагог Фриери считает, что назначение учителя - вступать в диалог с учениками, общаться с ними, что будет способствовать выявлению и развитию знаний не с тенденцией пополнения, увеличения, а углубления (2007 ред., с.43). Убеждения Фриери наводят меня на мысль, что на моих уроках в основном диалог с учениками отсутствует, а есть только монолог учителя. Я заметила, что когда я много говорю на уроке или объясняю тему, основной части класса не всегда интересны теоретические основы. Почему? Я считаю, что если дети не участвуют в диалоге, не происходит их развитие, низкая активность мыслительной деятельности. А моя цель – добиться в процессе диалога учителя и учеников, учеников в группе выражать свое мнение, честно раскрывать себя в этих речевых обменах, взаимообучаться с помощью обмена информацией, задавать вопросы в процессе оценивания.
    Анализ исследований показывает, что обычный стиль разговора в классе, когда учитель контролирует беседу, задаёт важные вопросы, повторяет ответы учеников и высказывает похвалу, не повышает уровень мышления учеников и не развивает их речевые навыки (руководство для учителя, с. 155). На основе этого анализа, я пришла к выводу, что учитель должен не контролировать процесс диалога, а только направлять детей. Я считаю, что диалог должен проходить в свободной форме, а получается, что мои ученики очень зажаты и стеснены в выражениях, потому что на моих уроках они высказывают не свои мысли и размышления, а дают те ответы, которые я от них требую. А ведь всё это привело к тому, что влияло на грамотную речь детей, на развитие коммуникативных навыков, на развитие собственного мышления. Большинство детей просто не умеют высказывать свои убеждения, размышления и аргументировать.
    Поэтому на практике я поставила перед собой цель – научить детей рассуждать, размышлять и аргументировать свои ответы для того, чтобы сделать их речь более грамотной, научиться диалоговому обучению в группе, классе, углублять своё развитие. Изучив литературу по диалоговому обучению, я попыталась внедрить новые подходы в свою практику. На протяжении своей практики я применяла диалоговое общение с учениками, чтобы установить равноправные взаимоотношения, определить позицию ученика, потому что такое общение с учащимися приводит к созданию демократического класса. Задача каждого учителя - создать комфортную атмосферу в классе, потому что именно безопасное и комфортное сотрудничество между учащимися помогает преодолеть эмоциональный барьер в обучении. Я заметила в процессе урока, что при выполнении ответственных заданий, например роли наблюдателя, мои дети с низкой мотивацией и небольшим словарным запасом стали больше говорить, вступать в диалог и спор и пытались ответить на мои вопросы - «почему?». Я считаю, что уменьшение процента моего диалога повлияло на такой результат. А детям очень понравилось говорить, потому что даже за роль спикера был спор. Почему? Да потому что мы привыкли только давать указания, часто даже не слышим голос ученика, его барьеры и трудности. А на 2 этапе я поставила ученика в центр процесса обучения и даже немного шла на «поводу у детей», потому что мне стало интересно, куда они смогут меня завести, если им дать свободу на уроке. А я выполняла только роль наблюдателя и немного направляла их. Поэтому у них настолько разными получились все творческие работы, что это привело меня к мысли, что своих детей я знаю очень мало.
    Барнс и Мерсер (стр. 156) утверждают, что при вовлечении учеников в исследовательскую беседу, используется работа в малых группах, в которых участники имеют общую проблему, создают совместное её понимание; обмениваются идеями и мнениями, обсуждают и оценивают идеи друг друга, создают коллективное знание и понимание. Действительно, работа в группах даёт свой результат, например, когда учитель даёт задание – составить кластер или концептуальную схему. Здесь происходит взаимообучение, обмен мнениями и идеями, работа в команде. Дети начинают прислушиваться друг к другу. Потому что в интервью после серии уроков они сказали мне: «Нам понравилось работать в команде, потому что мы помогаем друг другу и нам намного комфортнее работать в группе, чем в традиционной форме». Я использую не только исследовательскую беседу, но и критическое мышление, потому что у детей появляется интерес к творчеству, развивается познавательная деятельность, повышается активность. Я даю такие задания, при выполнении которых дети учатся размышлять и рассуждать.
    Цель диалогической беседы на моих уроках – научить детей работать в группах, слушать и слышать друг друга, делать анализ и синтез, потому что без всех этих компонентов невозможна коллективная деятельность и как следствие продукт такой деятельности. В процессе обучения дети раскрыли себя с другой стороны – они пытались рассуждать и отвечать на мои вопросы – почему? Для того чтобы раскрыть детей, я использовала приём «Шесть думающих шляп» для рефлексии, где ученики приводили доказательства своих выводов, рассуждали о своих эмоциях и впечатлениях. Детям с низкой мотивацией я предлагала роли наблюдателей, которые выработали критерии и проводили формативную и суммативную оценку всех групп. Наблюдая за такими детьми, я пришла к выводу, что роль наблюдателя влияет на саморегуляцию учеников, потому что это подводит их к ответственности за обучение. Даже те дети, которые мало говорили из-за барьеров, таких как страх перед классом, неуверенность в своих силах, в процессе диалога смогли не только поставить оценку группам, но и доказать своё мнение. Я считаю, что надо ученикам давать больше ответственных заданий, потому что это способствует повышению мотивации, ответственности перед классом, и они пытаются развивать своё мышление.
    Категория: Мои статьи | Добавил: olja (24.08.2012)
    Просмотров: 10886 | Комментарии: 8 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Независимая Ассоциация Учителей © 2024